ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по противодействию коррупции
1. Настоящим Положением определяется порядок создания и деятельности комиссии по противодействию коррупции (далее – комиссии).
2. Комиссия создается директором предприятия в количестве не менее пяти членов путем издания приказа.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией», иными актами законодательства, в том числе Типовым положением о комиссии по противодействию коррупции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 №1732 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2019 №267), а также настоящим положением о комиссии.
4. Основными задачами комиссии являются:
— аккумулирование информации о нарушения законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками предприятия, а также подчиненных организаций;
— обобщение и анализ поступающих, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками предприятия, подученных организаций;
— своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
— разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в РУП «Институт «Белжилпроект», подчиненных организациях;
— координация деятельности структурных подразделений предприятия, подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
— взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями, трудовыми коллективами, другими общественными и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
— рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
— рассмотрение вопросов соблюдения правил этики на предприятии;
— принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
5. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:
— участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;
— ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций и анализирует такую информацию;
— заслушивает на своих заседаниях руководителей подчиненных организаций о проводимой работе по профилактике коррупции;
— взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
— принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за исполнением;
— разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника государственного органа (организации) или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;
— разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;
— запрашивает у подчиненных организаций в пределах компетенции организации в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам противодействия коррупции;
— вносит руководителям подчиненных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
— рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;
— вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;
— рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
— осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.
6. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.
План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения.
Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.
7. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
8. Председатель комиссии:
— организует работу комиссии;
— определяет место и время проведения заседаний комиссии;
— утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, при необходимости вносит в них изменения;
— дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;
— незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, указанной в абзаце седьмом части первой пункта 10 настоящего положения. В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.
9. Член комиссии вправе:
— вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
— выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
— задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
— знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
— в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
— осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.
10. Член комиссии обязан:
— принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседания комиссии;
— участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
— по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
— не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
— выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);
— незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;
— добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.
Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
11. Секретарь комиссии:
— обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
— ведет документацию комиссии;
— извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
— обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
— обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;
— осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.
12. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
13. Граждане и юридические лица вправе направить в государственный орган (организацию), в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.
Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.
К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.
14. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.
В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии принято решение об их приглашении на это заседание.
В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:
— с установленными нарушениями работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;
— с соблюдением в государственном органе (организации) порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);
— с состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств в государственном органе (организации), подчиненных организациях;
— с правомерностью использования имущества, выделения работникам государственного органа (организации) заемных средств;
— с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;
— с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.
Помимо вопросов, указанных в части третьей настоящего пункта, на заседании рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии.
15. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии является обязательным для выполнения работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
16. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
17. В протоколе указываются:
— место и время проведения заседания комиссии;
— наименование и состав комиссии;
— сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
— повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
— принятые комиссией решения;
— сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.
18. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.
Карта коррупционных рисков и методов их устранения в РУП «Институт «Белжилпроект»
Коррупционные риски | Методы устранения | Ответственное лицо | Срок реализации |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Организация деятельности предприятия | |||
Системные проблемы профилактики коррупции в локальном правовом регулировании предприятия. Вариативность поведения должностных лиц, позволяющая принимать решения из коррупционных интересов в пользу сторонних лиц. Согласование отступлений от проектной документации в ходе авторского надзора из коррупционных интересов в пользу сторонних лиц. Лоббирование интересов конкретного производителя при разработке проектной документации из коррупционных интересов в пользу сторонних лиц. | Разработка и утверждение внутренних правил поведения, корпоративной этики. Ознакомление работников предприятия с выявленными в системе жилищно-коммунального хозяйства нарушениями законодательства о борьбе с коррупцией. Разработка и установление порядка визирования документов заинтересованными структурными подразделениями, должностными лицами. Установление порядка обращения Заказчика, а также коллективного рассмотрения вопросов по согласованию отступлений от проектной документации. Проведение мониторингов, проверок деятельности подчиненной организации и структурных подразделений по направлениям видов деятельности. Анализ обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам правоприменения и обжалования действий должностных лиц предприятия и подчиненной организации. | Директор, главный инженер, заместитель директора по юридической работе и кадрам, начальники структурных подразделений, комиссия по противодействию коррупции | Единовременно с последующим уточнением Периодичность устанавливается локальным нормативным документом (приказ, распоряжение) |
2. Кадровая работа | |||
Прием, увольнение работников, иные кадровые решения | Установление обязанности, формы и порядка информирования руководителя о близком родстве должностных лиц предприятия, при наличии ограничений установленных законодательством. Согласование принятия на работу лиц, состоящих в близком родстве с руководителем предприятия, с соблюдением процедуры урегулирования конфликта интересов. Установление конкурсных квалификационных требований для кандидатов, размещение соответствующей информации в открытом доступе. Аттестация работников. Формирование кадрового резерва на замещение вакантных должностей с учетом результатов работы по занимаемой должности. | Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам, кадровая служба, аттестационная комиссия | Единовременно с последующим уточнением Периодичность устанавливается локальным нормативным документом (приказ, распоряжение) |
Коррупционное поведение при выполнении юридически значимых действий, служебных поручений | Привлечение к выполнению юридически значимых действий нескольких сотрудников или подразделений с последующим проведением периодических контрольных мероприятий. Распределение служебной нагрузки, в том числе постановка задач сотрудникам по принципу случайности, периодической смены полномочий между ними (с учетом опыта и подготовленности). Консультирование по вопросам антикоррупционного законодательства, обучение и информирование работников об ответственности за коррупцию. | Заместитель директора по юридической работе и кадрам, начальники структурных подразделений, комиссия по противодействию коррупции | Постоянно По мере необходимости |
Фиктивное трудоустройство Необоснованное привлечение сотрудников на различные виды работ, не связанные с их должностными обязанностями | Обеспечение контроля за исполнением трудовой дисциплины, контроль учета рабочего времени. Ведение и проверка журнальной записи прибытия на рабочее место, убытие с него. | Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам, кадровая служба, бухгалтерия, начальники структурных подразделений | Ежедневно Ежеквартальный контроль |
3. Процедуры закупок | |||
Составление технических заданий на закупку под условия конкретного поставщика Уклонение от проведения конкурентных процедур закупок Выбор победителя процедуры закупки до ее проведения Совершение сделок с нарушением установленного порядка и требований закона в личных интересах Установление необоснованного преимущества для отдельных лиц Увеличение стоимости закупки без наличия к тому оснований в личных интересах Заключение дополнительных соглашений о поставке предмета закупки после истечения срока действия договора закупки | Направление специалистов предприятия в учебные заведения (центры), обеспечивающие подготовку и переподготовку кадров, для освоения программ, касающихся осуществления закупок. | Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам, кадровая служба | До назначения на должность, связанную с закупками |
— // — | Изучение конъюнктуры рынка специалистами, не входящими в состав конкурсной комиссии, с составлением отчета. | Начальники структурных подразделений, бухгалтерия, планово-экономический отдел | До процедуры закупки |
— // — | Ротация членов конкурсной комиссии и иных лиц, ответственных за подготовку документов, необходимых для осуществления процедур закупок. | Директор | Не реже одного раза в два года |
— // — | Внутрихозяйственный контроль за введением в оборот предметов закупки. | Главный экономист, главный бухгалтер | Не реже одного раза в полугодие |
— // — | Изучение проекта договора на предмет соблюдения условий процедуры. Визирование юристом, бухгалтерией, структурными подразделениями, в интересах которых осуществляется закупка. | Заместитель директора по юридической работе и кадрам, бухгалтерия, начальники структурных подразделений | Не позднее дня заключения договора |
4. Исполнение договоров | |||
Поставка товаров (работ, услуг) в нарушение условий договора Поставка товаров (работ, услуг) заведомо неплатежеспособным контрагентам | Применение арбитражной оговорки, позволяющей рассматривать споры в судах Республики Беларусь. Приемка, отпуск товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями договоров. | Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам Служба материально-технического и хозяйственного обеспечения, ИИО | При заключении договора Установлены договором |
— // — | Контроль сроков расчета, поставки по договору, начисления штрафных санкций | Бухгалтерия, заместитель директора по юридической работе и кадрам | Не позднее 10 рабочих дней по истечении срока, установленного договором |
— // — | Контроль гарантийных сроков, сроков осуществления сервисного обслуживания, рекламаций | Служба материально-технического и хозяйственного обеспечения, заместитель директора по юридической работе и кадрам | В течение срока договора (гарантийного срока) |
5. Распоряжение имуществом | |||
Необеспечение сохранности материальных ценностей и денежных средств Хищение путем злоупотребления служебным положением | Проведение плановой и внеплановой инвентаризации материальных ценностей и денежных средств. Выработка и принятие мер по устранению причин и условий, способствующих хищениям имущества. Тематические проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Осуществление внутрихозяйственного контроля перемещения товарно-материальных ценностей. | Директор, ревизионная комиссия, заместитель директора по юридической работе и кадрам | Периодичность устанавливается локальным нормативным документом (приказ, распоряжение) |
6. Выплаты заработной платы, иных стимулирующих и компенсационных выплат | |||
Выплата заработной платы, иных выплат стимулирующего характера руководителям и специалистам с нарушением установленного порядка | Установление объективных критериев оценки деятельности работников. Соблюдение требований законодательства и локальных нормативных правовых актов о согласовании установления конкретных выплат и надбавок. Установления коэффициентов соотношения заработной платы для руководящих работников. Контроль системы оплаты труда. | Директор, главный экономист, главный бухгалтер | Постоянно |
Выплаты лицу, фактически не являющемуся работником предприятия | Зачисление заработной платы на карт-счет банков. Контроль наличия в локальных нормативных правовых актах оснований для предоставления материальной помощи. Предоставление документов, подтверждающих наличие оснований для оказания материальной помощи. | Бухгалтерия, планово-экономический отдел, кадровая служба | Постоянно |
Выплаты материальной помощи без наличия на то оснований | Обеспечение регистрации и визирования изменений в коллективный договор. | Директор, бухгалтерия, кадровая служба, профсоюзная организация | По мере возникновения обстоятельств выплат |
7. Работа с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | |||
Прием граждан, рассмотрение обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Осуществление административных и разрешительных процедур | Проведение приема граждан и представителей организаций с участием третьих лиц. Размещение в общедоступных местах информации о перечне документов, необходимых для осуществления административной процедуры. Обеспечение предварительной записи для осуществления административной процедуры. | Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам, кадровая служба, бухгалтерия | В соответствии с порядком и графиком, установленными локальным нормативным документом (приказ, распоряжение) |
8. Оказание услуг | |||
Оказание услуг гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам | Оказание услуг по перечню, закрепленному в уставных и иных документах. Контроль зачисления и использования поступающих средств. | Главный инженер, главный экономист, бухгалтерия, ревизионная комиссия | Не реже одного раза в год |
9.Безвозмезданя (спонсорская) помощь | |||
Получение (предоставление) и использование безвозмездной (спонсорской) помощи | Соблюдение условий предоставления (получения) безвозмездной (спонсорской) помощи и порядок согласования. Получение и предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, предусмотренные законодательством. | Директор, главный бухгалтер, исполнитель | До предоставления (получения) помощи |
— // — | Обеспечение отчетности об использовании средств, назначение ответственных, установление порядка контроля их деятельности. | Директор, главный бухгалтер, исполнитель | В соответствии со сроками установленными законодательством |