Меню Закрыть

Комиссия по противодействию коррупции

ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по противодействию коррупции
1. Настоящим Положением определяется порядок создания и деятельности комиссии по противодействию коррупции (далее – комиссии).
2. Комиссия создается директором предприятия в количестве не менее пяти членов путем издания приказа.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией», иными актами законодательства, в том числе Типовым положением о комиссии по противодействию коррупции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 №1732 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2019 №267), а также настоящим положением о комиссии.
4. Основными задачами комиссии являются:
— аккумулирование информации о нарушения законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками предприятия, а также подчиненных организаций;
— обобщение и анализ поступающих, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками предприятия, подученных организаций;
— своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
— разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в РУП «Институт «Белжилпроект», подчиненных организациях;
— координация деятельности структурных подразделений предприятия, подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
— взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями, трудовыми коллективами, другими общественными и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
— рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
— рассмотрение вопросов соблюдения правил этики на предприятии;
— принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
5. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:
— участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;
— ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций и анализирует такую информацию;
— заслушивает на своих заседаниях руководителей подчиненных организаций о проводимой работе по профилактике коррупции;
— взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
— принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за исполнением;
— разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника государственного органа (организации) или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;
— разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;
— запрашивает у подчиненных организаций в пределах компетенции организации в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам противодействия коррупции;
— вносит руководителям подчиненных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
— рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;
— вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;
— рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
— осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.
6. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.
План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения.
Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.
7. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
8. Председатель комиссии:
— организует работу комиссии;
— определяет место и время проведения заседаний комиссии;
— утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, при необходимости вносит в них изменения;
— дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;
— незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, указанной в абзаце седьмом части первой пункта 10 настоящего положения. В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.
9. Член комиссии вправе:
— вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
— выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
— задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
— знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
— в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
— осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.
10. Член комиссии обязан:
— принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседания комиссии;
— участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
— по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
— не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
— выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);
— незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;
— добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.
Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
11. Секретарь комиссии:
— обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
— ведет документацию комиссии;
— извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
— обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
— обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;
— осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.
12. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
13. Граждане и юридические лица вправе направить в государственный орган (организацию), в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.
Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.
К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.
14. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.
В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии принято решение об их приглашении на это заседание.
В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:
— с установленными нарушениями работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;
— с соблюдением в государственном органе (организации) порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);
— с состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств в государственном органе (организации), подчиненных организациях;
— с правомерностью использования имущества, выделения работникам государственного органа (организации) заемных средств;
— с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;
— с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.
Помимо вопросов, указанных в части третьей настоящего пункта, на заседании рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии.
15. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии является обязательным для выполнения работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
16. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
17. В протоколе указываются:
— место и время проведения заседания комиссии;
— наименование и состав комиссии;
— сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
— повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
— принятые комиссией решения;
— сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.
18. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.

Карта коррупционных рисков и методов их устранения в РУП «Институт «Белжилпроект»

Коррупционные рискиМетоды устраненияОтветственное лицоСрок реализации
1234
1. Организация деятельности предприятия
Системные проблемы профилактики коррупции в локальном правовом регулировании предприятия.    Вариативность поведения должностных лиц, позволяющая принимать решения из коррупционных интересов в пользу сторонних лиц.   Согласование отступлений от проектной документации в ходе авторского надзора из коррупционных интересов в пользу сторонних лиц.   Лоббирование интересов конкретного производителя при разработке проектной документации из коррупционных интересов в пользу сторонних лиц.Разработка и утверждение внутренних правил поведения, корпоративной этики.   Ознакомление работников предприятия с выявленными в системе жилищно-коммунального хозяйства нарушениями законодательства о борьбе с коррупцией.   Разработка и установление порядка визирования документов заинтересованными структурными подразделениями, должностными лицами.   Установление порядка обращения Заказчика, а также коллективного рассмотрения вопросов по согласованию отступлений от проектной документации.   Проведение мониторингов, проверок деятельности подчиненной организации и структурных подразделений по направлениям видов деятельности.   Анализ обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам правоприменения и обжалования действий должностных лиц предприятия и подчиненной организации.  Директор, главный инженер, заместитель директора по юридической работе и кадрам, начальники структурных подразделений,  комиссия по противодействию коррупцииЕдиновременно с последующим уточнением   Периодичность устанавливается локальным нормативным документом (приказ, распоряжение)
2. Кадровая работа
Прием, увольнение работников, иные кадровые решенияУстановление обязанности, формы и порядка информирования руководителя о близком родстве должностных лиц предприятия, при наличии ограничений установленных законодательством.   Согласование принятия на работу лиц, состоящих в близком родстве с руководителем предприятия, с соблюдением процедуры урегулирования конфликта интересов.   Установление конкурсных квалификационных требований для кандидатов, размещение соответствующей информации в открытом доступе.   Аттестация работников.   Формирование кадрового резерва на замещение вакантных должностей с учетом результатов работы по занимаемой должности.Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам, кадровая служба, аттестационная комиссияЕдиновременно с последующим уточнением   Периодичность устанавливается локальным нормативным документом (приказ, распоряжение)
Коррупционное поведение при выполнении юридически значимых действий, служебных порученийПривлечение к выполнению юридически значимых действий нескольких сотрудников или подразделений с последующим проведением периодических контрольных мероприятий.   Распределение служебной нагрузки, в том числе постановка задач сотрудникам  по принципу случайности, периодической смены полномочий между ними (с учетом опыта и подготовленности). Консультирование по вопросам антикоррупционного законодательства, обучение и информирование работников об ответственности за коррупцию.Заместитель директора по юридической работе и кадрам, начальники структурных подразделений, комиссия по противодействию коррупцииПостоянно           По мере необходимости
Фиктивное трудоустройство   Необоснованное привлечение сотрудников на различные виды работ, не связанные с их должностными обязанностямиОбеспечение контроля за исполнением трудовой дисциплины, контроль учета рабочего времени.   Ведение и проверка журнальной записи прибытия на рабочее место, убытие с него.    Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам, кадровая служба, бухгалтерия, начальники структурных подразделенийЕжедневно       Ежеквартальный контроль
3. Процедуры закупок
Составление технических заданий на закупку под условия конкретного поставщика   Уклонение от проведения конкурентных процедур закупок Выбор победителя процедуры закупки до ее проведения   Совершение сделок с нарушением установленного порядка и требований закона в личных интересах   Установление необоснованного преимущества для отдельных лиц   Увеличение стоимости закупки без наличия к тому оснований в личных интересах   Заключение дополнительных соглашений о поставке предмета закупки после истечения срока действия договора закупки    Направление специалистов предприятия в учебные заведения (центры), обеспечивающие подготовку и переподготовку кадров, для освоения программ, касающихся осуществления закупок.Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам, кадровая службаДо назначения на должность, связанную с закупками
— // —Изучение конъюнктуры рынка специалистами, не входящими в состав конкурсной комиссии, с составлением отчета.Начальники структурных подразделений, бухгалтерия, планово-экономический отделДо процедуры закупки
— // —Ротация членов конкурсной комиссии и иных лиц, ответственных за подготовку документов, необходимых для осуществления процедур закупок.ДиректорНе реже одного раза в два года
— // —Внутрихозяйственный контроль за введением в оборот предметов закупки.    Главный экономист, главный бухгалтерНе реже одного раза в полугодие
— // —Изучение проекта договора на предмет соблюдения условий процедуры.   Визирование юристом, бухгалтерией, структурными подразделениями, в интересах которых осуществляется закупка.  Заместитель директора по юридической работе и кадрам, бухгалтерия, начальники структурных подразделенийНе позднее дня заключения договора
4. Исполнение договоров
Поставка товаров (работ, услуг) в нарушение условий договора   Поставка товаров (работ, услуг) заведомо неплатежеспособным контрагентамПрименение арбитражной оговорки, позволяющей рассматривать споры в судах Республики Беларусь.   Приемка, отпуск товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями договоров.Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам Служба материально-технического и хозяйственного обеспечения, ИИОПри заключении договора     Установлены договором
— // —Контроль сроков расчета, поставки по договору, начисления штрафных санкцийБухгалтерия, заместитель директора по юридической работе и кадрамНе позднее 10 рабочих дней по истечении срока, установленного договором
— // —Контроль гарантийных сроков, сроков осуществления сервисного обслуживания, рекламацийСлужба материально-технического и хозяйственного обеспечения, заместитель директора по юридической работе и кадрамВ течение срока договора (гарантийного срока)
5. Распоряжение имуществом
Необеспечение сохранности материальных ценностей и денежных средств   Хищение путем злоупотребления служебным положениемПроведение плановой и внеплановой инвентаризации материальных ценностей и денежных средств.   Выработка и принятие мер по устранению причин и условий, способствующих хищениям имущества.   Тематические проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.   Осуществление внутрихозяйственного контроля перемещения товарно-материальных ценностей.  Директор, ревизионная комиссия, заместитель директора по юридической работе и кадрамПериодичность устанавливается локальным нормативным документом (приказ, распоряжение)
6. Выплаты заработной платы, иных стимулирующих и компенсационных выплат
Выплата заработной платы, иных выплат стимулирующего характера руководителям и специалистам с нарушением установленного порядкаУстановление объективных критериев оценки деятельности работников.   Соблюдение требований законодательства и локальных нормативных правовых актов о согласовании установления конкретных выплат и надбавок.   Установления коэффициентов соотношения заработной платы для руководящих работников.   Контроль системы оплаты труда.Директор, главный экономист, главный бухгалтерПостоянно
Выплаты лицу, фактически не являющемуся работником предприятияЗачисление заработной платы на карт-счет банков.   Контроль наличия в локальных нормативных правовых актах оснований для предоставления материальной помощи.   Предоставление документов, подтверждающих наличие оснований для оказания материальной помощи.Бухгалтерия, планово-экономический отдел, кадровая службаПостоянно
Выплаты материальной помощи без наличия на то основанийОбеспечение регистрации и визирования изменений в коллективный договор.  Директор, бухгалтерия, кадровая служба, профсоюзная организацияПо мере возникновения обстоятельств выплат
7. Работа с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Прием граждан, рассмотрение обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей   Осуществление административных и разрешительных процедурПроведение приема граждан и представителей организаций с участием третьих лиц.   Размещение в общедоступных местах информации о перечне документов, необходимых для осуществления административной процедуры.   Обеспечение предварительной записи для осуществления административной процедуры.Директор, заместитель директора по юридической работе и кадрам, кадровая служба, бухгалтерияВ соответствии с порядком и графиком, установленными локальным нормативным документом (приказ, распоряжение)
8. Оказание услуг
Оказание услуг гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицамОказание услуг по перечню, закрепленному в уставных и иных документах.   Контроль зачисления и использования поступающих средств.    Главный инженер, главный экономист, бухгалтерия, ревизионная комиссияНе реже одного раза в год
9.Безвозмезданя (спонсорская) помощь
Получение (предоставление) и использование безвозмездной (спонсорской) помощиСоблюдение условий предоставления (получения) безвозмездной (спонсорской) помощи и порядок согласования.   Получение  и предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, предусмотренные законодательством.Директор, главный бухгалтер, исполнительДо предоставления (получения) помощи
— // —Обеспечение отчетности об использовании средств, назначение ответственных, установление порядка контроля их деятельности.Директор, главный бухгалтер, исполнительВ соответствии со сроками установленными законодательством